Герб автора сайта - Комаровского Ефима Анатольевича

ШКОЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА

Герб Казанского физико-математического лицея № 131

Моей родной физико-математической школе № 131 города Казани, а ныне -
физико-математическому лицею - с неизменной ученической любовью.

В последние несколько лет российская геральдическая наука, а главное - практическая геральдика, переживает этап бурного развития. Значительный пласт собрания гербов Русской Геральдической Коллегии составляют гербы различных учебных заведений - детских садов, средних школ, гимназий, лицеев, кадетских корпусов, колледжей и высших учебных заведений.

Среди них также гербы церковно-приходской, спортивной и музыкальных школ и единственный пока герб духовной семинарии.

Не нужно объяснять, почему мы с особым теплом относимся к своим одноклассникам. Часто именно они и остаются нашими самыми верными помощниками и друзьями на протяжении долгой и непростой жизни. Связанные детскими шалостями, успехами и неудачами, мы навсегда остаемся близкими по духу. И как приятно, возвратясь уже взрослым и солидным человеком в стены родной школы, ощутить себя причастным... Причастным к ее размеренной жизни, к ее истории. А любому из лопоухих первоклашек можно без зазрения совести по-отечески сказать: “Привет, однокашник!”

Герб Ивановской средней школы № 28

Думается, именно необходимость в единых символах для упрочения корпоративности каждого из учебных заведений и порождает развитие и создание для них геральдических изображений (а значит, нагрудных знаков, шевронов, знамен и т.п.). Увы, единая форма для учащихся средних учебных заведений ныне отменена. И это, скорее, социально-педагогическая и даже психологическая проблема, ибо сразу стали заметны финансовые возможности родителей, ведь любимое чадо должно выглядеть не хуже других в классе...

Но это тема для отдельного разговора.

Школы посолиднее и “покруче” уже вводят свою собственную атрибутику, пытаясь найти единые, скажем так, - “фирменные” - элементы. Всему этому как нельзя более соответствуют гербы. Они имеют и особый, свой собственный цвет или цветовую гамму, и присущие конкретному учебному заведению символы и специфику, и девиз как некое жизненное правило для всех учащихся и обучающих...

Герб - связующе звено между поколениями выпускников, между прошлым и будущим. Встречаясь друг с другом, люди часто просто не знают, что закончили одну школу или колледж и потому имеют много общего и связаны едиными корнями.

Надо ли говорить, как полезны могут быть такие почти родственные корпоративные взаимоотношения, способные только лишь объединять людей, а значит быть продуктивными и полезными. Герб - это, если хотите, идеология. Духовный стержень.

Кто знает, может именно с подобного символа для кого-то и начнется понятие “Родина”!?

Герб Нижегородской гимназии имени А.С.Пушкина

Положительным “веянием Запада” и примером для подражания надо признать многовековые геральдические традиции у “тамошних” гимназий, колледжей и ВУЗов.

Стоит ли говорить о наличии гербов, например, у Кембриджа или Гарварда, если даже каждый факультет и колледж этих университетов имеют свои собственные гербы!(1)

Нам неоднократно приходилось видеть у выпускников американских университетов особого вида перстни-печатки с названием ВУЗа и годом выпуска. Это и есть гордость за свою “Alma mater”, единость духа учебного заведения и его выпускников. Это и есть причастность к судьбе своего универститета, к его истории, а значит - к будущему страны...

И если в не столь многочисленных пока гербах российских образовательных заведений внимание уделяется минимальному количеству символов - как правило, это книга, свиток, ключ, перо, кадуцей, - то в западной геральдике учреждений образования такой полет мысли и фантазии, которого только остается пожелать нашим геральдистам и авторам подобных гербов.

Это лишь повод обратить внимание всех небезразличных к этой теме людей на более серьезное отношение к символам, которым, быть может, суждено пережить века. Интересно, что по сложивишейся уже традиции большинство наших школ имеют в гербах ключ (символ знаний), бородка которого представляет собой соответствующий номер, а поэтому даже в малом варианте герба, когда используется только щит (например, на шевронах, значках и т.п.), номер учебного заведения вполне читается и понимается зрителем.

Отметим, что пальма первенства в создании школьной геральдики принадлежит отнюдь не столице, а Подмосковью (в Монино, например, гербы имеют все три средние школы).

Из городов, где гербы имеют не только школы, назовем Воронеж и Нижний Новгород, Тверь и Вологду, Казань и Магнитогорск, Новосибирск и Иваново, Кострому и Санкт-Петербург...

Герб Московского колледжа государственной службы № 337

Совершенно особая, научно обоснованная система гербов создана для кадетских корпусов Министерства Образования России (2).

И не удивительно, ведь мальчишке в погонах как нельзя более нужны эти символы единения, наполненные глубоким смыслом традиции, гордость за свою кадетскую семью... Ибо честь мундира воспитывается с детства и остается с офицером, с гражданином, с патриотом своей Родины навсегда!

И начинается понятие “честь” с малого, в том числе и со школьного или кадетского герба. Жизнь, безусловно, вносит свои коррективы в размеренный ход событий, и иногда случается так, что то или иное учебное заведение закрывается и перестает существовать.

Но... остается жить благодаря созданному гербу, который принадлежит не только выпускникам и объединяет их вокруг себя, - герб становится теперь уже частью истории, объектом изучения науки геральдики и интереса тех ученых, кто занимается исследованиями в этой увлекательной области знаний.

Герб Нижегородской детской школы искусств № 8 им. Виллуана

Свой собственный герб не так давно обрело одно из старейших в России детских музыкальных учебных заведений - основанная в 1873 году в Нижнем Новгороде Школа искусств № 8, носящая имя своего основателя В.Ю.Виллуана.

Это первое в России из подобных геральдических изображений.

Также пока единственый в России имеет свой герб и Псковский детский сад № 9 (Псковский дом Монтессори), а также Тверская школа самбо.

На геральдической эмблеме Нижегородской гимназии имени А.С.Пушкина используется родовой герб поэта, а Казанский физико-математический лицей № 131 имеет герб цветов флага республики Татарстан.

В каждом из этих школьных символов, созданным по правилам классической геральдики, над шлемом располагается часть городского герба того города, где находится учебное заведение.

На гербах ВУЗов городская символика, как правило, размещается на малом щитке в середине гербового щита. В каждом конкретном случае над шлемом располагается определенного цвета особая корона, называемая “просветительской”. Для школ и гимназий она красная, для колледжей и средних учебных заведений - серебряная, для высших - золотая. Для детских садов корона зеленая, а в гербах духовных учебных заведений корона имеет куполок с православным крестом.

Как видим, востребованность геральдических символов имеет ныне под собой весьма благодатную почву. А под кистью профессионалов могут рождаться великолепные памятники геральдического, вексиллологического, фалеристического искусства, владельцами которых становятся и школьники, и студенты, да по-сути и все мы!

Гербы становятся неотъемлемой частью школьной атмосферы, призывая своих хозяев к добру и красоте, проводя в жизнь своеобразную духовно-воспитательную миссию. Ряд из них мы приводим на нашей страничке.

Можно долго спорить и дискутировать о необходимости школьной символики, о ее влиянии на подростающее поколение... Но в любом случае геральдика уже стала частью школьной жизни, а значит ей уготовано большое будущее. И нам остается только сказть: “Что ж, в добрый час!”

Примечания.

1. См.: Егоров В.П. Гербы английских учебных заведений.// Гербовед. -М., № 15. С.100-101; Борисов И.В., Козина Е. Н. Эмблематика зарубежных университетов.// Гербовед. -М.,№ 36. С. 8-35.

2. Комаровский Е.А. Геральдика современных кадетских корпусов. // Гербовед. -М., 2000. № 43. С.29 - 31.

Список учебных заведений и организаций образования, гербы которых внесены в Гербовый Матрикул Русской Геральдической Коллегии.

ГМ 121. Военная Академия ПВО сухопутных войск, г.Смоленск.

ГМ 146. Средняя школа № 44, г.Тверь.

ГМ 151. Воронежский Великого Князя Михаила Павловича Кадетский Корпус.

ГМ 157. Магнитогорский музыкально-педагогический колледж.

ГМ 183. Средняя школа № 3, п.Монино, Московская обл.

ГМ 194. Школа самбо, г.Тверь.

ГМ 245. Тверской генерала Л.Г.Корнилова Кадетский Корпус (большой герб).

ГМ246. Тверской генерала Л.Г.Корнилова Кадетский Корпус (средний герб).

ГМ 247. Тверской генерала Л.Г.Корнилова Кадетский Корпус (малый герб).

ГМ 259. Вологодский Государственный педагогический университет.

ГМ 268. Сибирский Кадетский Корпус, г.Новосибирск.

ГМ 275. Московский энергетический институт - технический университет.

ГМ 324. Альтернативная средняя школа “Перспектива”, г.Новокузнецк, Кемеровская обл.

ГМ 338. Воскресная церковно-приходская школа храма иконы Казанской Божией Матери, г.Воронеж.

ГМ 349. Детско-юношеская спортивная школа, г.Краснознаменск, Московская обл.

ГМ 350. Средняя школа № 865, г.Москва.

ГМ 388. Средняя школа № 59 им. Н.В.Гоголя, г.Москва.

ГМ 405. Школа-лаборатория № 1732 музыкально-эстетического образования, г.Москва.

ГМ 408. Кафедра социальных и военно-гуманитарных наук Военной Академии противовоздушной обороны сухопутных войск, г.Смоленск.

ГМ 411. Средняя школа № 1, п.Монино, Московская ообл.

ГМ 417. Средняя школа № 7, г.Москва.

ГМ 418. Средняя школа № 901, г.Москва.

ГМ 424. Смоленская гимназия им. Н.М.Пржевальского.

ГМ 430. Средняя школа № 851, г.Москва.

ГМ 431. Средняя школа № 405, г.Москва.

ГМ 433. Средняя школа № 858, г.Москва.

ГМ 436. Средняя школа № 199, г.Москва.

ГМ 437. Средняя школа № 117, г.Москва.

ГМ 439. Средняя школа № 856, г.Москва.

ГМ 445. Средняя школа № 2, п.Монино, Московская обл.

ГМ 447. Военно-медицинский факультет Минского Государственного медицинского института.

ГМ 453. Воронежская духовная семинария.

ГМ 463. Московский Государственный социальный университет.

ГМ 473. Средняя школа № 28, г.Иваново.

ГМ 477. Научно-исследовательский центр Военного унниверситета войсковой ПВО, г.Смоленск.

ГМ 478. Физико-математический лицей № 131, г.Казань.

ГМ 482. Иваново-Вознесенский графа Шереметева Кадетский Корпус.

ГМ 484. Московские Морские Кадетские Классы.

ГМ 490. 1-й Маршала Жукова Московский Георгиевский Кадетский Корпус.

ГМ 491. Вологодский Императора Петра I Кадетский Корпус.

ГМ 512. Детский сад № 9, г.Псков (Псковский Дом Монтессори).

ГМ 514. Нижегородская детская школа искусств № 8 им. Виллуана.

ГМ 522. Костромской Государя и Великого Князя Михаила Федоровича Кадетский Корпус.

ГМ 527. Нижегородская гимназия им. А.С.Пушкина.

ГМ 557. Московский Городской дворец творчества детей и юношества на Воробьевых Горах.

ГМ 562. Колледж государственной службы № 337, г.Москва.

ГМ 564. Московский институт рекламы, туризма, шоу-бизнеса.

ГМ 580. Московский Государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

ГМ 610. Хмельницкий гуманитарно-педагогический институт, г.Хмельницкий, Украина.

ГМ 637. Фонд Поддержки Российского учительства, г.Москва.

Список по состоянию на 1 февраля 2002 года.

Ждите пополнения...


 Все рисунки гербов на этом сайте - авторские.

(кроме герба Русской Геральдической Коллегии и Всероссийского Геральдического Общества)

  ©Ефим Анатольевич Комаровский 2002

e-mail: efim@fromru.com

blason70@mail.ru

 
Hosted by uCoz